Новости    Библиотека    Ссылки    Карта сайта    О сайте






предыдущая главасодержаниеследующая глава

Старый герб забыт

125. ИРКУТСК. История Иркутского герба - яркое свидетельство заумного творчества чиновников, самовольно "подправлявших" старые эмблемы.

125. Иркутск - герб
125. Иркутск - герб

Герб Иркутска был утвержден 26 октября 1790 года со следующим описанием: "В серебряном поле бегущий тигр, а во рту у него соболь. (Старый герб)". Последние слова означали, что городской герб был составлен с использованием прежде существовавшей эмблемы. Сведения о ней сохранила нам старинная "Роспись... печатям, какова в котором городе или в остроге и что на которой печати вырезано". Она найдена в архиве Верхотурского уездного суда. По определению ученых, данный список относится к 1656 году или немного более позднему времени. В найденной росписи помещена в числе других следующая запись: "На Ленской таможенной (печати), барс изымал соболя, а около вырезано: печать Сибирского Государства великия реки Лены таможенная". Изображение этой печати и перешло в герб Иркутска.

125а - искаженный герб Иркутской губернии
125а - искаженный герб Иркутской губернии

Если появление соболя здесь вполне закономерно, так как пушные звери самые распространенные изображения на печатях сибирских городов и острогов того времени, то фигура "барса" попала в Ленскую таможенную печать по другим причинам. Русские люди, поселившись в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, впервые встретились с незнакомым тигром. Конечно, сильный и красивый зверь произвел на них большое впечатление. Тогда, вероятно, и было решено избрать его главной фигурой ленской печати. Но слова "тигр" в то время еще не знали. Поэтому сначала неизвестного зверя назвали более знакомым именем барса. Позднее ошибку исправили, так что составители городского герба смогли не только поместить на щите зоологически правильную фигуру тигра, но и дать верное описание гербовой эмблеме.

125b - старинные городские печати
125b - старинные городские печати

В Сибири новое название (тигр) не прижилось. В то же время ставший хорошо знакомым зверь получил у живших в этом краю русских новое имя - бабр. Это привело к тому, что царские чиновники легко спутали сибирского бабра с более знакомым речным грызуном - бобром. Возникшая отсюда путаница проникла и в официальные документы.

125с - старинные городские печати
125с - старинные городские печати

Поэтому в "высочайше" утвержденном 5 июля 1878 года гербе Иркутской губернии был нарисован не полосатый тигр, а черный с кошачьей мордой, перепончатыми лапами и толстым хвостом неведомый зверь, названный бобром. А новое описание герба стало следующим: "В серебряном щите, черный бегущий бобр, с червлеными глазами, держащий во рту червленого соболя". В результате герб города и герб одноименной губернии стали без всяких оснований резко различными, что послужило причиной дальнейшей путаницы.

125d - никогда не существовавший герб в изображении официальной газеты 'Иркутские губернские ведомости'
125d - никогда не существовавший герб в изображении официальной газеты 'Иркутские губернские ведомости'

Интересно заметить, что эту ошибку обнаружил человек, далекий от геральдики - В. Даль, который еще в первом издании Толкового словаря Русского языка (1882, т. IV, стр. 415) написал: "Тигр м. лютый зверь Felis tigris, бабр; переделан в Иркутском гербе на бобра, коего там нет, а бабры заходят".

Кроме искажения старого Иркутского герба, осуществленного, можно сказать, в законодательном порядке, недавно стал известен еще один казус, происшедший с тем же гербом, на этот раз по воле не столичных, а местных чиновников. Выходящая в прошлом столетии в Иркутске газета "Иркутские губернские ведомости" имела обыкновение украшать свои номера изображением Иркутского герба. До 14 сентября 1872 года на страницах газеты печатался правильно нарисованный городской герб, хотя его и изображали, вероятно по незнанию, с не присвоенной ему императорской короной. Но с 16 сентября того же года до 17 января 1890 года газета стала печатать какой-то фантастический "герб".

Судя по рисунку, изображенного в нем неизвестного зверя кошачьей породы было задумано поместить вопреки традиции на красном поле щита.

125. Irkutsk - coat of arms; 125а - a distorted coat of arms of the Irkutsk province; 125b and c - ancient town seals; 125d - a coat of arms invented by the official paper "The Irkutsk Provincial Annals".

125. Irkoutsk - les armoiries; 125a - les armoiries alterees de la province d'Irkoutsk; 125b et 125c - les anciens sceaux de ville; 125d - les armoiries d'Irkoutsk telles que les Officielles "Viedomosti" du gouvernement d'Irkoutsk, les imaginaient.

125. Wappen von Irkutsk; 125a. Entstelltes Wappen des Irkutsker Gouvernements; 125b. und 125c. Alter Stadtstempel; 125d. Wappen von Irkutsk, wie es nie aussah; veroffentlicht in der Zeitung "Irkutskije Gubernskije Wedomosti".

предыдущая главасодержаниеследующая глава





© Злыгостев Алексей Сергеевич, подборка материалов, оцифровка, статьи, оформление, разработка ПО 2010-2017
При копировании материалов проекта обязательно ставить активную ссылку на страницу источник:
http://ogeraldike.ru/ "OGeraldike.ru: Библиотека о геральдике, сфрагистике и флагах"